Программа сити-менеджера. ч.IX.

4: РЕНОВАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА


4.1. Разработка и утверждение программы по увеличению доходов бюджета за счет эффективного использования муниципальной собственности

4.1.1. Создание реестра и каталогизация муниципальных объектов недвижимости

Для примера, доходы бюджета Перми от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в 2014 году запланированы в размере 1254,5 млн руб. из 14291,1 млн руб. собственных (налоговых и неналоговых) доходов, т.е. менее 9% (8,78%)2. В доходах бюджета Екатеринбурга в текущем году доходы по той же статье ожидаются в размере 3 936 млн руб. из 18 067 млн руб. собственных (налоговых и неналоговых) доходов, т.е. почти 22% (21,78%).

4.1.2. Создание реестра и каталогизация муниципальных земель

4.2. Создание муниципального предприятия, занимающегося подготовкой участков под строительство с выполнением всех формальных процедур и подключением коммуникаций

4.3. Утверждение программы строительства муниципального арендного жилья и создание муниципального предприятия по его обслуживанию и управлению

Создание муниципальной Управляющей компании, в деятельности которой, может быть опробован метод работы с оплатой гражданами услуг поставщиков коммунальных услуг напрямую.

Создание Муниципального предприятия для строительства современного мусороперерабатывающего завода.

Создание Муниципального предприятия для строительства крематория и колумбария

Создание Муниципального предприятия для проектирования, реконструкции и последующей эксплуатации набережной р. Кама

Создание Муниципального предприятия для строительства сети крышных котельных, перехода от центрального теплоснабжения к индивидуальному(газовая котельная на подъезд многоквартирного жилого дома)

Программа сити-менеджера. ч.VIII.

3: РЕНОВАЦИЯ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

3.1. Разработка и/или актуализация перспективных планов развития инфраструктурных сетей (во всех подсферах городской инженерной инфраструктуры), согласование их с операторами сетей и городскими сообществами

3.2. Разработка и подписание соглашений со всеми операторами услуг ЖКХ, подразумевающих определение муниципальных стандартов качества услуг в этой сфере. Соглашения должны разрабатываться в процессе тесных консультаций с представителями городских сообществ. Перечень услуг: электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора и пр.

3.3. Разработка и подписание соглашений с операторами связи, телевидения и доступа в интернет. Определение муниципальных стандартов качества услуг в этой сфере. Соглашения должны разрабатываться в процессе тесных консультаций с представителями городских сообществ.

3.4. Развитие транспорта

3.4.1.1. Актуализация стратегии городского общественного транспорта. Соотнесение ее с потребностями населения, с положениями реновированного Мастер-плана

3.4.1.2. Актуализация параметров муниципального стандарта качества перевозок: интервалов и периода движения, бесперебойности, скорости перемещения по городу «от двери до двери», комфорта ожидания, подхода и пересадки, посадки и высадки, суммарных затрат среднего пассажира, удобства тарифной системы, удобства технологии сбора платы за проезд, наличия информации на остановках о маршрутах и расписании, их изменениях, оперативной информации о прибытии, информации внутри салона, информировании в интернете, эффективности общественного транспорта для транспортной системы и города в целом

3.4.1.3. Создание специализированного муниципального предприятия, на которое будет возложена функция учетно-расчетного центра общественного транспорта в Перми и функция непосредственного заказчика конкретных транспортных услуг у частных перевозчиков. В результате должна быть создана система, при которой мэрия несет ответственность за перевозку пассажиров, взимает с них плату за проезд и приобретает услугу по перевозке у частных, муниципальных и государственных транспортных компаний, а транспортные компании получают оплату от муниципалитета за выполнение расписания и обеспечение муниципального стандарта качества перевозок. Такая трансформация будет способствовать повышению качества и доступности общественного транспорта, создаст возможность для принятия рациональных тактических и стратегических решений по управлению и развитию. Кроме того, это позволит предоставить возможность горожанам пользоваться единым проездным и в перспективе свести дотации из городского бюджета к нулю.

3.5. ЖКХ

3.5.1. Создание рабочей группы из представителей Администрации, Городской думы с привлечением отраслевых специалистов с целью выработки предложений, реализуемых во взаимодействии с предприятиями по оказанию услуг в сфере ЖКХ, по снижению коммунальных расходов горожан (и повышению энергетической эффективности) через целенаправленные усилия по децентрализации коммунальной инфраструктуры в городе.

3.5.2. Разработка и утверждение программы развития газоснабжения города и построения сети котельных в многоквартирных жилых домах

3.5.3. Утверждение и реализация программы «Ипотека от сити-менеджера»

Программа сити-менеджера. ч.VII.

2: РЕНОВАЦИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ


2.1. Актуализация и согласование с общественностью Стратегического Мастер-плана

2.2. Разработка и утверждение Программы реновации городских застроенных территорий (реновация жилых кварталов)

2.2.1. Ветхое аварийное жилье

2.2.2. Жилые кварталы первых массовых серий

2.3. Разработка и утверждение Программы реноваций заводских территорий и промышленных зон

2.3.1. Вынос производства за пределы городской черты

2.3.2. Перепрофилирование и модернизация производств

2.3.3. Уменьшение заводских территорий и освоение освободившихся площадей

2.4. Разработка и утверждение Программы реновации общественных пространств

2.4.1. Создание и принятие концепции низового подхода к созданию общественных пространств, в которой будут описаны и закреплены принципы взаимодействия властных структур с городскими сообществами, общественными организациями, отдельными активистами и бизнесами

2.4.2. Развитие пешеходных зон

2.4.2.1. Центральные микрорайоны: пилотное введение зон ограниченного движения автотранспорта по праздничным и выходным дням на основных пешеходных маршрутах с целью получения представления о пешеходном потенциале среды

2.4.2.2. Спальные микрорайоны: инвентаризация перспективных пешеходных зон для организации коммуникации жителей микрорайонов

2.4.2.3. Разработка регламентов для пешеходных зон

2.4.3. Обустройство народных парков и скверов

2.4.4. Развитие малых общественных пространств

2.4.5. Разработка муниципального стандарта размещения наружной рекламы

2.4.6. Разработка Программы размещения объектов монументального искусства, паблик-арта и стрит-арта, подлежащей общественному обсуждению.

2.4.7. Разработка и утверждение концепции развития велосипедной инфраструктуры в Перми, подразумевающей полный охват всей территории города

2.5. Разработка и утверждение Программы реновации набережных, пойм и русел малых рек

2.5.1. Модернизация набережных, превращение их в рекреационные зоны (Ленинский, Кировский районы г. Перми)

2.5.2. Расчистка пойм малых рек, создание в них рекреационных зон, зон общественной жизни

Программа сити-менеджера. ч.VI.

VI Программа «РЕНОВАЦИЯ»

Существующая модель структуры органов управления городом, направлений их деятельности, а также структуры бюджета, задает для сити-менеджера рамки деятельности, определенные все той же Стратегией социально-экономического развития Перми до 2030 года.

Предлагаемая программа – о большем.

Она называется «Реновация» (лат. renovatio обновление, возобновление, ремонт) и касается всех существующих аспектов городской политики:

- реновации системы управления и взаимоотношений органов городской власти,

- реновации городских территорий,

- реновации городской инфраструктуры,

- реновации экономики города,

- реновации социальной сферы,

- реновации системы обеспечения безопасности городской жизни.

Реновация предлагается как способ деятельности, как стратегический подход, содержащий в себе ответы на вопросы о том, как город XX века должен планомерно и грамотно перейти в состояние города XXI века.

1: РЕНОВАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Подготовка соглашения между городом Пермь и Пермским краем о сотрудничестве и взаимодействии с применением принципа самостоятельности и автономии местного самоуправления;

1.2. Подготовка и нормативное оформление передачи ряда функций от Администрации города в Пермскую Городскую Думу с соответствующим материально-техническим, кадровым и финансовым обеспечением с целью позволить сбалансировать и упорядочить отношения между ними;

1.2.1. Повышение результативности и ответственности участия Пермской городской Думы и Администрации города в социально-экономическом развитии города через пересмотр форм и характера институционального взаимодействия между ключевыми органами местного самоуправления.

1.3. Подготовка и нормативное оформление передачи ряда функций от Администрации города во внутригородские административно-территориальные образования – районы города Перми.


1.3.1. В настоящее время роль районных администраций и их глав, как в развитии, так и в повседневном обеспечении жизнедеятельности города не прозрачна и не очевидна как для горожан, так и, пожалуй, для них самих. Необходимо сформировать для них понятную сферу деятельности и наделить их серьезной ответственностью за достигаемый результат. Общий принцип может быть следующим. Из сферы ответственности районных администраций нужно изъять все, что поддается универсализации и централизации в масштабах города. Например, это касается сферы оказания муниципальных услуг. Этот процесс должен постепенно целиком перейти в новые формы, развиваемые в стране, в крае и в городе: многофункциональные центры (МФЦ), электронные, заочные и т.п. формы.
И наоборот, в сфере ответственности районных администраций и их глав должны быть нормативно закреплены процессы, непосредственно завязанные на конкретный район города. Очевидно, что это прежде всего касается благоустройства. При этом главы районных администраций должны получить реальные полномочия и обременены реальной ответственностью по достижению результата. Это означает, что они должны иметь возможность определять и заказывать (через формирование ТЗ) необходимые работы и услуги, принимать результат и нести за него полную ответственность.

1.4. Отказ от декоративных форм взаимодействия с населением в процессах принятия тех или иных решений, отказ от симуляции общественной активности.

1.4.1. Планомерная и плотная работа с жителями города, с их объединениями (формальными и неформальными), создание условий для заинтересованного обсуждения между представителями органов власти, бизнеса и городскими сообществами.

Повестка в суд.

Позвольте, я отвлеку вас ненадолго.
Я все о своем, о своем уголовном деле.

В среду, в Ленинском суде начинается процесс по займам "Урал-Грейту". Мы обсудили ситуацию с адвокатами и я решил поступить так, как не делают 95% обвиняемых в российских судах. Я выступлю с развернутым отношением к предъявленному обвинению. Мне нечего скрывать и утаивать. Я расскажу о действиях следователей, которые из двух займов сделали четыре уголовных дела, о предписаниях прокурора, все беззаконие засилившего.

Поэтому, если вы хотите узнать как все было на самом деле, как это уголовное дело фабриковалось, как фальсифицировались документы и показания свидетелей, приходите.

Приходите к 10-00, 28 мая, каб. 402, Ленинский районный суд г. Перми.

Программа сити-менеджера. ч.5.

V Принципы сити-менеджера.

- При подготовке любого решения я обязуюсь руководствоваться интересами горожан, отказываюсь от использования административного давления, и обязательно буду привлекать к обсуждению компетентных экспертов и представителей общественности. При этом, когда после проведения такого согласования, решение будет принято, буду строго добиваться его исполнения с обязательной фиксацией конечного результата.

- Полагаю, что только частная инициатива и предпринимательская активность в городе могут способствовать выполнению задач, способствующих развитию муниципалитета. Обязуюсь оказывать всемерную поддержку предпринимателям, действующим на территории города Перми и обеспечить создание условий для проявления частной инициативы.

- Признавая приоритет "невидимой руки рынка", я говорю о том, что в современных условиях эта самая рука рынка не может быть невидимой: она должна быть явлена городскому сообществу, обязательно быть чистой и "не волосатой".

- Обязуюсь добиться для Перми подтверждения высокого статуса одного из крупнейших и самостоятельных муниципалитетов России. Приложу все усилия для отстаивания интересов города во взаимоотношениях с Пермским краем и государственными органами Российской Федерации.

Конкурс или выборы

Чем мне нравится конкурс на сити-менеджера.
Абстрагируясь от порядка принятия решения, непрозрачности и пр.. Конкурс - это не выборы, не наши российские выборы. Соответственно, нет никакого личностного отношения. Написал программу, сделал доклад для комиссии и презентацию для депутатов и жди решения.
Не надо рассказывать какой ты умный и красивый, и нравиться избирателям. А самое главное - не надо никак относиться к конкурентам! Все конкуренты белые и пушистые. Не нужен никакой чёрный PR, не актуальна борьба штабов и политтехнологов. Неважно какой ты и кто напротив, потому как соревнуются программы. Мои пятнадцать листов текста вступили в борьбу с листами текста других кандидатов. Бумаги дерутся, а мы тем временем можем нормально жить и общаться.
Именно поэтому мне не нравится проект "Народное голосование". Политтехнологам нужна заварушка, скандал и свара кандидатов.
А мне нет.

Урбанисты ошибаются

По итогам публикации первой половины программы сити-менеджера Перми, хотел бы зафиксировать пару тезисов.
Первое - о серьезной методологической ошибке урбанистов. Помните, в Перми одним из основных лозунгов кампании Чиркунова-Гельмана был "Пермь - найди себя здесь!". Он возник после того, как были обнародованы данные соц. исследования в части количества желающих уехать из Перми и очень долго еще причастные повторяли как мантру, что надо сохранить людей здесь и не дать им уехать.
Надо сказать, что это весьма распространенный пункт программы для каждого из урбанистических проектов - не дать людям уехать.
Это и есть главная методологическая ошибка!
Поставив цель "не дать людям уехать" или "сохранить людей здесь" организаторы проекта ориентируются на людей "сидящих на чемоданах" и строят город для желающих уехать.
При этом неважно, проводят они какие-то основательные, фундаментальные преобразования или как это было в Перми, "организуют поставки бус для туземцев". Изначальный выбор субъекта ошибочен!
Подумайте, ведь с человеком "сидящем на чемоданах" даже коммуникации не выстроить. Он слушает вас в пол-уха, поскольку мыслями уже не здесь. Он наврет в ответах на вопросы социологов, потому как хочет уехать.
Не держите людей, пусть едут, это их выбор.
А строить город необходимо вместе с теми, кто здесь живет и никуда уезжать не собирается. Для них и вместе с ними.
А когда получится, вернутся и уехавшие, никуда не денутся.

Программа сити-менеджера. ч.IV.

IV Манифест сити-менеджера

Главное, что всем необходимо понять, что мы должны строить Пермь XXI века, но не для уезжающих, а для тех, кто в ней живет. Мы создаем комфортную городскую среду для жителей города Перми, тех людей, трудами которых город создан, за счет деятельности которых сейчас формируется доходная часть бюджета города.

Моя позиция в том, что Пермь XXI века – это город, создающий комфортную городскую среду прежде всего для своих жителей.

В основе этого процесса должен стоять человек, местный житель, его образ жизни, его потребности, желания и мечты, а не чиновники с их представлением о жизни. Город и его сервисы должны создаваться и функционировать в постоянном диалоге и консенсусе с различными группами местного сообщества. Если же их не удается обнаружить, значит город должен проводить работу по их выявлению или созданию.

Я предлагаю поддерживать процесс трансформации из текущего состояния Перми как города для машин, в город для жизни людей, где значимыми ценностями будут признаваться несколько иные стандарты жизни и качества городской среды, где фокус смещается от потребностей и проблем производства к потребностям и проблемам человека, жителя, горожанина. Трансформация городской среды должна будет происходить исходя из приоритета потребностей жителей, поддержки сервисной экономики и малого бизнеса, путем вовлечения горожан в решение мелких и крупных вопросов городского развития. Необходимо уделять больше внимания повышению качества жизни для разных категорий населения (работающих, школьников, студентов, людей с ограниченными возможностями и «креативного класса»).

Более того, должны принципиально измениться подходы к градоустройству и дизайну городской среды: они должны быть более долгосрочно осмыслены. Городскому пространству необходимо стать более доступным, безбарьерным, более экологически устойчивым, более безопасным, более демократичным, то есть соразмерным человеческому масштабу жизни, и вытекающих из этого эстетики и особенного «ощущения чувства места», более разнообразным и многофункциональным, то есть содержащим в себе возможности для различных групп городских пользователей (по возрасту и этнической принадлежности, по уровню дохода, по культурному и образовательному бэкграунду, и т.д.), более четко структурированным в функционального зонирования застройки. Городской среде необходимо соответствовать требованиям современного представления о городской коммуникации и личностном развитии горожанина как гражданина, а градопланировщикам и градоначальникам предстоит думать не только о развитии ее материально-инженерной составляющей, как мы наблюдаем в текущей Стратегии города, но и о нематериальной.

Какая-то работа в этом направлении в Перми уже велась: созданы некоторые стратегические документы, во многих смыслах правильные, если не инновационные. Однако проблема остается в том, что специалисты могут представить любую правильную модель, любую концепцию, но они могут оказаться не приняты местным сообществом. Задача была и остается в том, чтобы найти подход и сделать так, чтобы весь этот новый язык и инструментарий был правильно и позитивно донесен до местного сообщества, чтобы оно смогло начать пользоваться им как своим собственным, страхуя свое развитие от бурной активности временщиков. Так, общеизвестно, что в период с 2008 по 2012 года в Перми была проведена серьезная работа по выработке нормативного оформления более современных и качественных идей в области создания комфортной городской среды (стратегический мастер-план и генплан 2010 года), однако этот опыт окончился неудачей. Чтобы осуществлять подобные сущностные трансформации в подходах к работе по конкретным направлениям создания принципиально иной городской среды, необходимо прежде столь же принципиально выстроить четкие индивидуальные принципы управления городским развитием в целом.

Публикация в "Звезде"

Дорогу осилит идущий
Монолог кандидата на пост сити­-менеджера города Перми
Андрей АГИШЕВ 16 мая 2014


Начну с того, что необходимо объективно оценивать ситуацию, в которой сегодня проходит конкурс на замещение должности главы городской администрации. Напомню — полномочия нового сити-менеджера ограничены сроком полномочий гордумы. А значит — на реализацию заявленной программы есть не более двух лет.

Добавляет неопределенности и незавершенность нового этапа муниципальной реформы. Непонятно, будет ли у горожан право избирать мэра, появятся ли у городских районов полномочия и бюджеты. Всего этого нельзя не учитывать.

Название программы «создание комфортной городской среды» предполагает, что такой среды нет. Но, как выясняется, нет и единого понимания о том, что каждый житель или группа горожан представляет, когда слышит словосочетание «комфортная среда». Боюсь, что если провести серьезное исследование образа жизни горожан, мы не сможем сформировать модель «пермской комфортной городской среды».

Сегодня менее четверти горожан удовлетворены качеством жизни в нашем городе. Но у всех свои претензии. Первому нужен детский сад рядом с домом, второму — удобный маршрут общественного транспорта, третий не может попасть на прием к врачу… При этом городская власть в принятой «Cтратегии социально-экономического развития
г. Перми до 2030 года» сформировала свое представление о городском комфорте.

Это типовой набор общих слов. «Повышение уровня благоустройства», «озеленение», «нормативное состояние дорог», «ливневая канализация». Завершает картину «развитие объектов ритуального назначения». Мы видим вариант «казенного благоустройства». Этот подход объясняется очевидным недостатком средств в муниципальном бюджете. Объективно нет возможности выполнить все полномочия, которые переданы муниципалитету. Объем полномочий увеличивается, а система распределения финансов между уровнями бюджетов не меняется. Развитие города блокируется необходимостью решения текущих проблем. А чиновники и городские депутаты навязывают городу модель своего представления о жизни.

Я предлагаю отказаться от такой практики. Город и его сервисы должны формироваться в постоянном диалоге с различными группами местного сообщества. Трансформация городской среды будет происходить из потребностей жителей, поддержки сервисной экономики, путем вовлечения горожан в решение вопросов городского развития. В этом расширенном участии — огромные ресурсы. Не нужно развешивать уродливые вазоны на столбах под видом казенного озеленения, эффективнее поддержать локальные инициативы любителей цветоводства и ландшафтных дизайнеров. Город должен выявить, а иногда и помочь оформить разнообразные группы.

Одним из важных факторов развития города является эффективная система взаимодействия с краевой властью на принципах автономии муниципального самоуправления. Последние годы Пермь была заложником волюнтаристских решений. Вспомним ситуацию с «Маминым выбором». Сначала он был практически навязан краевыми властями, а потом отменен по такой же схеме. Непоследовательность действий привела к социальному недовольству, подорвала доверие к власти. Но есть и обратные примеры. Пермская художественная галерея: муниципалитет больше других заинтересован в новом здании музея как нового культурного центра, безусловно важного туристического и образовательного проекта, центра развития любой территории. Но фактически чиновники не проявляют необходимой активности…

Пермь — типичный индустриальный город. Он обладает развитой промышленной инфраструктурой — в ущерб прочим городским функциям. Транспортная инфраструктура сформирована исходя из потребностей предприятий и не справляется с современными пассажирскими и грузовыми потоками. Городская среда низкого качества, плохая экология, недостаток общественных пространств, проблемный жилищный фонд и изношенная коммунальная инфраструктура.

Мною предлагается программа реновации городских территорий и инфраструктуры. От разработки и утверждения программ реновации жилых кварталов первых массовых серий, использования заводских территорий и промышленных зон до инвентаризации всех инициатив по созданию малых общественных пространств и народных парков. Необходимо провести полную инвентаризацию идей и проектов по альтернативному обустройству городских пространств.

Вспомните так шумно обсуждавшийся недавно проект строительства одного миллиона квадратных метров нового жилья на Бахаревке. По этому поводу даже поправки в Генплан внесли. Но жилье на Бахаревке однозначно не будет способствовать созданию городской комфортной среды в Перми. Там нет коммуникаций, нет инфраструктуры, нет транспорта — очередное городское гетто. Если же взглянуть на карту, то прямо напротив, по эту сторону железной дороги, расположены микрорайоны Хладокомбинат и Октябрьский. Там уже есть застройка домами первых массовых серий, но при этом существует и инфраструктура, и все необходимые сети. На этой территории, по оценкам специалистов, используя современные технологии, можно построить до 3 миллионов квадратных метров нового жилья. Обновить коммунальное хозяйство, оживить территорию, одновременно решив параллельные проблемы расселения людей из ветхого и аварийного жилья, позаботиться об обеспечении жильем бюджетников и молодых семей.

Это простой и наглядный пример из моей программы создания комфортной городской среды в Перми, представленной на конкурс по выборам сити-менеджера. Это еще не выборы мэра, но это только начало. А дорогу, как известно, осилит идущий!