Андрей Агишев (agishev) wrote,
Андрей Агишев
agishev

Categories:

Публикация в "Звезде"

Дорогу осилит идущий
Монолог кандидата на пост сити­-менеджера города Перми
Андрей АГИШЕВ 16 мая 2014


Начну с того, что необходимо объективно оценивать ситуацию, в которой сегодня проходит конкурс на замещение должности главы городской администрации. Напомню — полномочия нового сити-менеджера ограничены сроком полномочий гордумы. А значит — на реализацию заявленной программы есть не более двух лет.

Добавляет неопределенности и незавершенность нового этапа муниципальной реформы. Непонятно, будет ли у горожан право избирать мэра, появятся ли у городских районов полномочия и бюджеты. Всего этого нельзя не учитывать.

Название программы «создание комфортной городской среды» предполагает, что такой среды нет. Но, как выясняется, нет и единого понимания о том, что каждый житель или группа горожан представляет, когда слышит словосочетание «комфортная среда». Боюсь, что если провести серьезное исследование образа жизни горожан, мы не сможем сформировать модель «пермской комфортной городской среды».

Сегодня менее четверти горожан удовлетворены качеством жизни в нашем городе. Но у всех свои претензии. Первому нужен детский сад рядом с домом, второму — удобный маршрут общественного транспорта, третий не может попасть на прием к врачу… При этом городская власть в принятой «Cтратегии социально-экономического развития
г. Перми до 2030 года» сформировала свое представление о городском комфорте.

Это типовой набор общих слов. «Повышение уровня благоустройства», «озеленение», «нормативное состояние дорог», «ливневая канализация». Завершает картину «развитие объектов ритуального назначения». Мы видим вариант «казенного благоустройства». Этот подход объясняется очевидным недостатком средств в муниципальном бюджете. Объективно нет возможности выполнить все полномочия, которые переданы муниципалитету. Объем полномочий увеличивается, а система распределения финансов между уровнями бюджетов не меняется. Развитие города блокируется необходимостью решения текущих проблем. А чиновники и городские депутаты навязывают городу модель своего представления о жизни.

Я предлагаю отказаться от такой практики. Город и его сервисы должны формироваться в постоянном диалоге с различными группами местного сообщества. Трансформация городской среды будет происходить из потребностей жителей, поддержки сервисной экономики, путем вовлечения горожан в решение вопросов городского развития. В этом расширенном участии — огромные ресурсы. Не нужно развешивать уродливые вазоны на столбах под видом казенного озеленения, эффективнее поддержать локальные инициативы любителей цветоводства и ландшафтных дизайнеров. Город должен выявить, а иногда и помочь оформить разнообразные группы.

Одним из важных факторов развития города является эффективная система взаимодействия с краевой властью на принципах автономии муниципального самоуправления. Последние годы Пермь была заложником волюнтаристских решений. Вспомним ситуацию с «Маминым выбором». Сначала он был практически навязан краевыми властями, а потом отменен по такой же схеме. Непоследовательность действий привела к социальному недовольству, подорвала доверие к власти. Но есть и обратные примеры. Пермская художественная галерея: муниципалитет больше других заинтересован в новом здании музея как нового культурного центра, безусловно важного туристического и образовательного проекта, центра развития любой территории. Но фактически чиновники не проявляют необходимой активности…

Пермь — типичный индустриальный город. Он обладает развитой промышленной инфраструктурой — в ущерб прочим городским функциям. Транспортная инфраструктура сформирована исходя из потребностей предприятий и не справляется с современными пассажирскими и грузовыми потоками. Городская среда низкого качества, плохая экология, недостаток общественных пространств, проблемный жилищный фонд и изношенная коммунальная инфраструктура.

Мною предлагается программа реновации городских территорий и инфраструктуры. От разработки и утверждения программ реновации жилых кварталов первых массовых серий, использования заводских территорий и промышленных зон до инвентаризации всех инициатив по созданию малых общественных пространств и народных парков. Необходимо провести полную инвентаризацию идей и проектов по альтернативному обустройству городских пространств.

Вспомните так шумно обсуждавшийся недавно проект строительства одного миллиона квадратных метров нового жилья на Бахаревке. По этому поводу даже поправки в Генплан внесли. Но жилье на Бахаревке однозначно не будет способствовать созданию городской комфортной среды в Перми. Там нет коммуникаций, нет инфраструктуры, нет транспорта — очередное городское гетто. Если же взглянуть на карту, то прямо напротив, по эту сторону железной дороги, расположены микрорайоны Хладокомбинат и Октябрьский. Там уже есть застройка домами первых массовых серий, но при этом существует и инфраструктура, и все необходимые сети. На этой территории, по оценкам специалистов, используя современные технологии, можно построить до 3 миллионов квадратных метров нового жилья. Обновить коммунальное хозяйство, оживить территорию, одновременно решив параллельные проблемы расселения людей из ветхого и аварийного жилья, позаботиться об обеспечении жильем бюджетников и молодых семей.

Это простой и наглядный пример из моей программы создания комфортной городской среды в Перми, представленной на конкурс по выборам сити-менеджера. Это еще не выборы мэра, но это только начало. А дорогу, как известно, осилит идущий!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments